Семейный юрист

Порядок заключения (регистрации) брака

Регистрация брака между мужчиной и женщиной – это процесс, который влечет за собой определенные последствия правового характера для каждой из сторон. По этой причине законодательством предусмотрена определенная процедура его заключения. Для начала необходимо заполнить заявление. Оно оформляется от имени обоих брачующихся. В заявлении должна быть указана исчерпывающая информация о каждом заинтересованном. К нему нужно будет приложить документы, подтверждающие обоснованность обращения – паспорта, свидетельства о расторжении прежних браков, квитанцию о внесении государственной пошлины. Далее материал направляется в ЗАГС. Сделать это можно лично либо через интернет. После проведения процедуры обоим брачующимся выдадут свидетельства. Также его можно получить и позже.

Важно!
За выдачу свидетельства о браке необходимо будет выплатить государственную пошлину.

Заявление о регистрации

Первым шагом, чтобы вступить в брак, является оформление соответствующего заявления. На практике заинтересованным лицам бланк обращения такого характера выдается в органах ЗАГСа, который они заполняют вместе. Текст не должен содержать исправлений и ошибок. В противном случае заявление придется оформлять снова.

Законом предусмотрен также электронный вариант обращения. Это характерно для случаев направления заявления через интернет. Такой вариант имеет некоторые преимущества. Связаны они с тем фактом, что человек может избежать ошибок. Это обусловлено тем, что в электронной форме обращения предусмотрены поля для обязательного заполнения. Если в них будут отсутствовать сведения, то система обращение не пропустит. Однако несмотря на это следует вносить информацию крайне внимательно, поскольку ошибки все равно могут быть допущены, даже при заполнении обязательных полей.

Заинтересованным лицам следует предварительно проинформировать органы ЗАГСа о месте проведения регистрации и сообщить о причинах невозможности личной явки.

Заполнение бланка

Сама структура заявления о вступлении в брак несколько отличается от других обращений.

Документ должен включать следующее:

  1. Дату и номер регистрации в органе ЗАГСа.
  2. Число, месяц, год и время регистрации союза.
  3. Подпись должностного лица, принявшего заявление.
  4. Дата и номер регистрации брака.
  5. Наименование органа ЗАГСа.
  6. Сведения о каждом брачующемся – фамилия, имя, отчество, возраст на день заключения брака, дата и место рождения, адрес регистрации, наличие общих детей, документы, удостоверяющие личность, национальность.
  7. Отсутствие препятствий для регистрации союза.
  8. Фамилии, которые супруги намерены взять.
  9. Дата заявления и подписи сторон.
Обратите внимание!
Заинтересованные лица в завершении должны указать свои настоящие фамилии. 

Способы подачи

Заинтересованные лица обязаны направить заявление в ЗАГС. На практике люди передают обращение самостоятельно либо направляют его по электронной почте. Каждый из способов инициатор вправе выбирать самостоятельно, исходя из своих возможностей и особенностей сложившейся ситуации.

Личная явка в ЗАГС

Одним из методов передачи заявления в органы ЗАГСа является личная явка. Такой вариант предусматривает самостоятельный приход заинтересованных лиц в указанную инстанцию. Этот способ наиболее выгоден для обращающихся. В этом случае брачующимся не только выдадут бланк заявления, но окажут помощь в его заполнении. Также в процессе передачи обращения можно будет получить консультацию по интересующим вопросам.

В процессе подачи заявления должны присутствовать оба заинтересованных человека.

Через интернет

Законом допускается также обращение заинтересованных лиц через интернет. Такой вариант несколько упрощает решение вопроса, поскольку не требуется приходить в ЗАГС лично. Реализация указанного способа осуществляется в несколько шагов. Для начала потребуется зарегистрироваться на информационном ресурсе Госуслуги, создать свой личный кабинет и подтвердить учетную запись. После этого нужно выбрать соответствующую услугу, а также орган ЗАГСа, в который будет направляться обращение. Человек увидит календарь с указанием свободных дней оказания услуги. То есть можно выбрать удобное для себя время. Затем этого заполняется электронная форма заявления. В течение пяти фактических суток инициаторы получат уведомление о подтверждении дня проведения церемонии. В завершении нужно будет прийти в ЗАГС, где пара будет расписываться и получит свидетельство.

Обратите внимание!
Такой способ удобен тем, что составить заявление может и одни из брачующихся. Однако на регистрации должны присутствовать оба.

Назначение даты

Дата регистрации брака назначается в зависимости от того, как было направлено само заявление. Если заинтересованные лица самостоятельно пришли в ЗАГС, то дата будет назначена непосредственно в процессе приема обращения. При направлении заявления через информационный ресурс Госуслуги, число регистрации брака определяют сами заинтересованные и впоследствии получают электронное подтверждение.

Сроки

Заключать брак можно будет через месяц с момента подачи заявления. Также законом определен и максимальный срок. Он не может превышать двенадцати месяцев. В случае наличия уважительных причин, орган ЗАГСа может зарегистрировать союз и раньше. В особых обстоятельствах, например, беременность, появление ребенка на свет, угроза жизни для одного из заинтересованных, процедура реализуется в день обращения брачующихся. Вопрос такого характера решается в каждом конкретном случае отдельно, исходя из особенностей сложившейся ситуации.

Пакет документов

Одного заявления о регистрации недостаточно. Заинтересованные лица должны приложить ещё некоторые документы, которые будут выступать в качестве подтверждения обоснованности обращения.

В такой список входят:

  1. Документы, которые удостоверяют личность каждого брачующегося.
  2. Свидетельство об аннулировании предыдущего семейного союза. Оно необходимо, если человек сочетался браком ранее. Если регистрация проходит в этом же ЗАГСе, то свидетельство можно не представлять.
  3. Разрешение местной администрации на заключение союза. Оно необходимо в случае, если один из брачующихся не достиг возраста восемнадцати лет.
  4. Квитанция об оплате пошлины за выдачу свидетельства.
Дополнительная информация
В случае направления документов через сайт Госуслуги, необходимо будет продублировать их на бумажных носителях, при личном посещении ЗАГСа.

 

Процедура бракосочетания

Регистрация брачно-семейного союза производится в присутствии обоих заинтересованных.

Обязательными условиями в данном случае являются:

  1. Добровольное согласие каждого.
  2. Полная психическая дееспособность.
  3. Достижение установленного законом возраста.
  4. Отсутствие близкого родства между брачующимися.
  5. Заинтересованные лица не должны быть усыновителями и усыновленными по отношению друг к другу.
  6. Отсутствие не расторгнутого брака.

Сама процедура происходит в помещении органа записей актов гражданского состояния. Если по каким-либо причинам заинтересованные лица не могут явиться в регистрирующую инстанцию, например, тяжелая болезнь, то союз будет зафиксирован по месту проживания брачующихся в их присутствии.

В назначенный день заинтересованные лица должны явиться в ЗАГС. При себе им нужно иметь паспорта или другие удостоверяющие личность документы. Специалист, который проводит процедуру, ещё раз проверяет все представленные данные. После этого он спрашивает у каждого заинтересованного лица согласия. Далее вносится запись в акт. Затем каждому выдается свидетельство о браке.

Обратите внимание!
Каждый заинтересованный может отказаться от вступления в семейный союз, даже в процессе регистрации. При этом ответственность за такое действие законом не предусмотрена.

Отказываясь от вступления в брак, человек не должен объяснять причин своего решения. Хотя обслуживающий специалист может спросить об этом. Последний также вправе отказать в регистрации, если в процессе реализации процедуры будут выявлены препятствия, установленные законом.

Запись акта о регистрации

При реализации процедуры каждый из брачующихся, по его выбору, получает новую фамилию либо сохраняет свою прежнюю. Законом допускается совмещение таких данных, то есть жена и муж могут получить соединенную фамилию, состоящую из двух их.

Запись акта о регистрации должна содержать:

  1. Наименование органа записей актов гражданского состояния.
  2. Дата и номер записи.
  3. Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, образование, адрес проживания каждого брачующегося.
  4. Наличие общих несовершеннолетних детей. Эта информация вносится исключительно по желанию заинтересованных.
  5. Данные свидетельства о расторжении предыдущего брака, если таковой имел место.
  6. Дата регистрации союза.
  7. Серия и номер выданного свидетельства.

Если брак аннулирован, то в запись вносятся соответствующие данные. Основанием будет являться решение суда, либо свидетельство, выданное ЗАГСом.

Выдача свидетельства

Документом, подтверждающим факт регистрации семейного союза, является свидетельство о браке. Оно выдается после окончания процедуры регистрации. Документ оформляется на стандартном бланке. Это закреплено специальным нормативным актом. Таковым является Приказ Минюста России от 13 августа 2018 года № 167 «Об утверждении форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

Документ содержит:

  1. Фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, национальность и гражданство обоих брачующихся.
  2. Дату регистрации союза.
  3. Дату составления и номер записи акта о заключении брака.
  4. Место реализации процедуры.
  5. Дату и место выдачи свидетельства.

Свидетельство необходимо получить. Оно может потребоваться впоследствии. С помощью указанного документа можно решать ряд важных вопросов.

К ним отнесены:

  1. Подтверждение факта наличие семейной связи.
  2. Оформление нового паспорта.
  3. Получение свидетельства о появлении на свет отпрыска.
  4. Установление родственных связей.
  5. Вступление в наследство.
  6. Оформление алиментных выплат.
  7. Разрешение имущественных споров.
  8. Оформление банковских документов.

Сама выдача свидетельства осуществляется органом ЗАГСа, проводившим регистрацию. Документ выдается в день заключения брака. Также его можно получить и позже. Для этого необходимо будет явиться в орган ЗАГСа вместе с паспортом.

Размер пошлины

Услуга по выдаче свидетельства о регистрации брачно-семейного союза, осуществляется на возмездной основе. То есть до того, как обращаться в ЗАГС, заинтересованным лицам потребуется оплатить определенную сумму. Цена составляет триста пятьдесят рублей. Реквизиты для оплаты можно получить на информационном ресурсе уполномоченной организации либо на информационном стенде. Законом не предусмотрен четкий порядок оплаты пошлины. На практике человек может сделать это несколькими способами. При этом вносить средства может как один заинтересованный, так и оба. Чаще всего люди оплачивают пошлину в ближайшем банковском отделении наличными средствами. Также можно использовать различные технические средства, например, терминал. Оплатить пошлину можно и через интернет. Независимо от способа внесения денежных средств, заинтересованное лицо должно иметь на руках документальное подтверждение такого факта, то есть квитанцию. Это несколько затруднительно сделать в случае оплаты по интернету.

В этой ситуации потребуется распечатать уведомление о завершении операции, которое плательщик получает на свою электронную почту.

Образцы документов

Образец свидетельства о заключении брака Образец заявления о вступлении в брак

 

Добавить комментарий