Семейный юрист

Замена паспорта при смене фамилии после замужества

Вступление в законный брак – это процедура, которая влечет за собой определенные правовые последствия. Одним из них является изменение личных данных. Это касается получения новой фамилии. Изменить её может любой из супругов. В этом случае потребуется поменять паспорт. Такая процедура повлечет за собой определенные денежные и временные затраты. Для получения нового паспорта потребуется собрать ряд документов и обратиться с заявлением в миграционную службу. Отсутствие паспорта с действующей фамилией влечет недостоверность документа. В таких случаях к владельцу применяются разные меры воздействия.

Важно!
Смена фамилии является правом, а не обязанностью человека, поэтому при вступлении в брак он может оставить прежнюю.   

Право выбора фамилии

Право выбора фамилии закреплено в статье 32 Семейного кодекса РФ. Это касается обоих: и мужа, и жены. Каждый из них при вступлении в брак может выбрать фамилию другого, или оставить свою. Допускается также их соединение. Исключением является двойная фамилия, которая была у человека изначально. В таких случаях объединение не допускается.

Факт изменения фамилии одним из супругов не касается второго.

Замена документов

Замена может быть обусловлена различными причинами. Прежде всего, это истечение срока действия, поскольку для многих бумаг он определяется изначально. Это касается и паспортов. Также требуется замена паспорта при смене фамилии после замужества. Чтобы заменить документ, потребуется обратиться с заявлением в уполномоченную официальную инстанцию. При этом к ходатайству надо приложить документальные данные, подтверждающие обоснованность требования. Их перечень достаточно мал. Он ограничивается старым паспортом, свидетельством о браке и квитанцией об оплате государственной пошлины.

Дополнительная информация
Замена документов осуществляется на платной основе. То есть заинтересованному лицу придется оплатить денежную сумму, размер которой определен действующим законодательством.  

Получение нового паспорта

Процедура получения нового паспорта девушкой, которая вышла замуж, не имеет отличительных особенностей. Она реализуется в том же порядке, что и во всех других случаях замены указанного документа. Процесс получения складывается из нескольких этапов. Для начала необходимо оформить письменное заявление. Это можно сделать самостоятельно, либо обратившись за помощью к специалистам миграционной службы. После этого нужно собрать подтверждающие документы. Затем необходимо направить указанные материалы в миграционную службу. Это можно сделать самостоятельно либо через многофункциональный центр. В завершении человек получит новый паспорт.

Обратите внимание!
Получить новый паспорт крайне важно. Это в интересах самого человека. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности. Также будет крайне затруднительно совершать различные сделки.

Подача заявления

Само заявление должно быть оформлено по образцу, утвержденному Приказом МВД России от 13 ноября 2017 года № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».

В тексте обращения указывается следующее:

  1. Фамилия, имя и отчество инициатора.
  2. Дата и место его рождения.
  3. Пол.
  4. Семейное положение, то есть женат, холост, разведен или вдов.
  5. Фамилии, имена и отчества родителей.
  6. Место фактического проживания инициатора.
  7. Были заинтересованный гражданином иностранного государства.
  8. Причины для замены паспорта. В данном случае это будет смена фамилии после вступления в брачно-семейный союз.
  9. Дата заполнения заявления и подпись инициатора.
  10. Данные старого паспорта – серия, номер, дата выдачи, название инстанции, оформлявшей документ.

После оформления заявления его необходимо направить в миграционный орган. Для этого инициатор может использовать различные способы.

Чаще всего люди делают все самостоятельно. Такой вариант удобен тем, что человеку не нужно оформлять заявление самостоятельно. Он может сделать это непосредственно в миграционной службе, обратившись за помощью к специалистам. При этом можно будет убедиться, что заявление принято к рассмотрению, избежать неточностей и получить консультацию по интересующим вопросам.

Ещё одним из вариантов направления заявления является обращение заинтересованного лица в многофункциональный центр. В таком случае помощь человеку будет оказана специалистами МФЦ. Они предоставят бланк заявления и помогут его оформить. Также специалисты перешлют информацию по назначению.

Обращение в МВД

Обратиться в миграционную службу человек должен в течение тридцати фактических суток с момента изменения фамилии. Именно в течение указанного срока старый паспорт не утратит подлинности. В процессе обращения человек столкнется ещё с одной проблемой. Она обусловлена тем фактом, что старый изымается. То есть у человека может не остаться на руках документа, удостоверяющего личность, за исключением случаев наличия военного билета или удостоверения водителя. Чтобы решить проблему такого характера, нужно заявить ходатайство о выдаче временного документа. Для получения указанного удостоверения надо представить две фотографии размером тридцать пять на сорок пять миллиметров, а также заявление.

Обратите внимание!
Временное удостоверение выдается только по инициативе самого заинтересованного лица. Обязанностью миграционной службы это не является. При этом отказать человеку в такой просьбе не могут.

Временное удостоверение изымается после выдачи нового паспорта. Действующим законодательством определены сроки оказания услуги. Они зависят от места её оказания. Если паспорт оформляется по адресу постоянной регистрации, то срок услуги составит десять суток с момента обращения, а в случае выдачи документа по месту временного пребывания – два месяца.

Документация

Помимо заявления о выдаче нового паспорта, заинтересованное лицо должно представить и другие бумаги, которые будут выступать в качестве подтверждения обоснованности обращения. Прежде всего, это касается данных о самом факте изменения фамилии. В обязательный список входит свидетельство о регистрации брачно-семейного союза, выданное органом ЗАГСа. В нем всегда указывается фамилия, которую взял себе каждый из супругов. Затем потребуется приложить квитанцию об оплате государственной пошлины за выдачу нового паспорта. Также надо подготовить две фотографии размером 35 на 45 миллиметров. В завершении прилагается старый паспорт, содержащий в себе прежнюю фамилию.

Финансовые траты

Замена документов после свадьбы повлечет за собой определенные финансовые затраты. Они связаны с выплатой государственной пошлины за оказание услуги такого характера. Её размер составляет триста рублей. Это отражено в пункте 17 статьи 333.33 налогового кодекса РФ. Реквизиты для оплаты человеку будут предоставлены в миграционной службе. Также их можно получить в банке или на информационном ресурсе. Оплатить пошлину можно различными способами.

Чаще всего люди вносят денежные средства самостоятельно через банковскую кассу. Для этого необходимо обратиться в ближайшее отделение, которое принимает указанные платежи. После завершения операции инициатор получит на руки квитанцию.

Ещё внести пошлину можно через терминал или банкомат. Для этого необходимо иметь в своем распоряжении платежную карту. Документальным подтверждением факта оплаты в данном случае будет являться чек.

Внести госпошлину можно и уделанным способом. Для этого допускается использование ресурсов портала Госуслуги или онлайн-банка. Инициатору потребуется зарегистрироваться на одном из них. После этого выбирается соответствующий раздел в основном меню, вводится расчетный счет и сумма, которая будет списана. В качестве подтверждения завершения операции выступает электронное уведомление.

Обратите внимание!
Указанное уведомление нужно будет распечатать на бумажном носителе, чтобы впоследствии передать в миграционную службу.

Недействительность паспорта

По общим правилам старый паспорт является действительным в течение тридцати фактических суток, с момента изменения фамилии. Тот есть в течение указанного срока документ можно использовать в целях, для которых он предназначен. После окончания такого периода паспорт автоматически становится недействительным и требуется его обмен. Это означает, что документ утрачивает силу и не может использовать для каких-либо целей. То есть человек не сможет удостоверить с его помощью свою личность, а любые сделки, которые заключались на основании такого паспорта, могут быть признаны недействительными. Фактически паспорт становится обычной бумагой, которая ничего не значит, такой документ будет подлежать обязательной замене.

Ответственность

Недействительность паспорта повлечет за собой не только проблемы, касающиеся его использования. В данном случае для такого владельца наступает административная ответственность. Она предусмотрена статьей 19.15 КоАП РФ. Основанием для привлечения является факт проживания гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность. Указанной статьей предусмотрены меры наказания за совершение правонарушения такого характера.

Дополнительная информация
До применения мер воздействия, должны быть выполнены все мероприятия, касающиеся порядка привлечения к ответственности.

Меры наказания

За проживание гражданина РФ без паспорта законодательством предусмотрены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу. На последнее налагается денежный штраф от двух до тех тысяч рублей. Также предусмотрены санкции за совершение правонарушения в городах федерального значения, таких как Москва или Санкт-Петербург. В этом случае размер штрафа составит от трех до пяти тысяч.

Порядок привлечения

До наложения денежного штрафа, надо выполнить ряд обязательных действий. Это находится в компетенции территориальных ОВД. Факт нарушения может быть выявлен в процессе проверки либо при обращении человека. Для начала оформляется протокол об административном правонарушении. В процессе рассмотрения у виновного берется объяснение. К материалам также приобщается недействительный паспорт. После этого все данные направляются на рассмотрение начальнику территориального ОВД. Последний детально их изучает и выносит постановление. О таком факте виновный должен быть проинформирован. Далее он должен оплатить штраф и представить квитанцию в миграционную службу.

В случае несогласия человек имеет право обжаловать постановление в судебном порядке.

Образцы документов

Образец временного удостоверения Образец заявления о замене паспорта в связи с замужеством

Добавить комментарий