Семейный юрист

Нужно ли менять загранпаспорт при смене фамилии после замужества?

Замена паспорта гражданина РФ при изменении фамилии в связи с регистрацией брачных отношений является обязательным условием. Это знают все люди и дополнительных вопросов по поводу целесообразности данного действия ни у кого не возникает. А вот с загранпаспортом у многих появляются сомнения в необходимости его замены.

Важно!
Воспользоваться заграничным паспортом, который не соответствует данным в общероссийском удостоверении личности, не удастся.

Как только человек сочетается браком и меняет свою фамилию, он считается недействительным, поэтому пересечь границу по нему не получится. Поэтому потребуется замена загранпаспорта при смене фамилии после замужества.

Необходимость замены документов

Изменение фамилии довольно частое явление при вступлении в брак. Обычно оно практикуется женщинами, которые берут себе фамилию мужа и тем самым объединяются с ним еще более плотно, в правовом смысле. Данная мера имеет свои оправданные предпосылки, ведь при рождении детей гораздо более удобно находиться всем членам одной семьи на одной фамилии, чтобы впоследствии не пришлось доказывать свое родство иными подтверждающими документами.

Как только регистрация брака совершается и получено свидетельство с внесенными в него новыми персональными данными, женщине требуется произвести ряд действий по замене действующих бланков и получению новых, в которых будут внесены измененные данные ФИО. Взрослому человеку, как правило, приходится менять немало бумаг. В их число входит и загранпаспорт.

Есть ли срок для замены

В отличие от общероссийского ситуация с загранпаспортом неоднозначна. Менять ли его сразу после бракосочетания или немного подождать зависит от нескольких обстоятельств. Рассмотрим три разных варианта:

  1. Молодожены сразу после свадьбы отправляются в путешествие, которое было оформлено заранее. Предполагается, что куплены путевки, билеты и оформлены визы. Естественно, все это было выдано на старую фамилию. В такой ситуации менять загранпаспорт сразу после бракосочетания не стоит. При пересечении границы внутренний документ никто не спрашивает, поэтому нестыковок не будет.
  2. Намеченная зарубежная поездка не была предварительно одобрена. Для получения визы потребуется предъявить паспорт гражданина РФ, а он должен быть заменен в течение 30 суток с момента регистрации брака. Несоответствие двух удостоверений не позволит оформить выезд.
  3. В обозримом будущем никакие поездки не планируются. В данном случае вопрос о сроках замены загранпаспорта остается на личном усмотрении новоиспеченных молодоженов. Но лучше не затягивать с внесением изменений, так как жизнь изменчива и нестабильна, в любой момент может случиться так, что потребуется выехать за рубеж, например, по работе.

Как видно из анализа ситуаций, закон не устанавливает строгих сроков для произведения замены загранпаспорта в связи со сменой фамилии после выхода замуж.

Подача заявления

Загранпаспорт для гражданина РФ не является обязательным к получению атрибутом. Он оформляется только в тех случаях, если человек планирует поездки за рубеж. Для кого-то они связаны исключительно с отдыхом, для других носят деловой характер, а могут совмещать и то и другое. Как бы то ни было, изменение фамилии в связи с бракосочетанием, требует получения нового заграничного паспорта, ведь выехать по старым данным не представляется возможным.

Замена фамилии в загранпаспорте после замужества возможна путем подачи заявления в соответствующую инстанцию. Выдачей заграничных паспортов занимается МВД России. Именно туда и следует обращаться гражданину при возникновении необходимости во внесении изменений. Личное посещение отделения МВД не всегда удобно для граждан, поэтому существуют альтернативные варианты. Поменять документ можно в:

  1. Ближайших отделениях МФЦ.
  2. Посредством электронного интернет-портала Госуслуг.

Дополнительная информация
Выбор варианта подачи остается за заявителем. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

В отделение МВД

Посещение органа МВД считается наиболее привычным вариантом обращения. Многие люди выбирают именно его, так как это позволяет им на месте узнать всю достоверную информацию о необходимых для проведения процедуры документах, форме заявления, госпошлине, сроках выдачи и многом другом. И действительно этот способ всем хорош, если бы не очевидные минусы:

  1. Отделения МВД работают по особому графику приема граждан. Как правило, рабочие часы приходятся на период с 8-9 утра до 17-18.00 вечера. Есть, конечно, и дни более длительной работы, но они не часты. Подстроиться под такой график способны не все, так как тоже работают.
  2. Наличие огромных очередей, ожидание в которых может затянуться не на один час. Это тоже не способствует росту популярности услуги.

К тому же следует учитывать, что подавать заявку надо по месту фактической регистрации, а это также может вызвать массу неудобств, особенно если человек проживает в ином городе.

Через Госуслуги

Официальный сайт Госуслуг предлагает оформить огромное количество документов удаленно. Данный портал позиционируется как простое решение существующих проблем, но на деле все тоже не так просто как кажется.

Начнем с того, что сайт Госуслуг – это официальный портал, а значит, для произведения в нем действий требуется регистрация. Она проходит в два этапа:

  1. Сперва пользователь регистрирует личный кабинет, методично вводя все данные паспорта, место проживания и контактные телефоны.
  2. Затем эти сведения должны быть подтверждены официально. Для этого потребуется найти ближайший адрес регистратора и отправится туда со своим паспортом. Сотрудник на месте проверит соответствие информации и одобрит дальнейшее проведение действий.
Важно!
Такой сложный механизм вполне оправдан и должен быть выполнен лишь единожды при регистрации.

Имея подтвержденный личный кабинет, никаких проблем с подачей заявления не будет. Все необходимые для процедуры документы прикладываются в отсканированных копиях. Такое обращение не исключает личного посещения отделения МВД, но оно будет сведено до одного раза вместо двух, что, несомненно, экономит время.

Через МФЦ

Все большую популярность приобретают услуги многофункциональных центров. Откровенно говоря, никаких минусов в их работе нет. МФЦ имеют довольно удобный график, так как открыты до 19.00, а то и до 20.00 вечера. К тому же они работают по субботам, что позволяет людям выбирать удобное для них время посещений. В МФЦ можно заранее получить талон на электронную очередь, что позволяет сэкономить дополнительное время.

При обращении в МФЦ гражданину потребуется соблюдать стандартные правила оформительной процедуры:

  1. Собрать необходимые документы.
  2. Написать заявление, бланк которого можно получить здесь же.
  3. Оплатить госпошлину — сделать это следует заранее.
  4. Подать все регистратору.

Единственным существенным минусом считается продление срока изготовления загранпаспорта, правда, всего на несколько дней, которые уходят на передачу бумаг из МФЦ в нужное отделение МВД и обратно.

Пакет документов

Независимо от того, получает ли гражданин биометрический загранпаспорт или документ старого образца, пакет бумаг для обращения в МВД будет стандартным. В него входит:

  1. Внутренний паспорт.
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Свидетельство о бракосочетании.
  4. Старый загранпаспорт.
  5. Квитанция об уплате госпошлины.
  6. Фотографии – 4 шт. размером 35х45 мм.
  7. Заявление.

Паспорт гражданина РФ должен иметься в оригинале и копии. Что касается заявления, то оно заполняется от руки печатными буквами, чернилами черного или синего цвета. Бланк следует взять непосредственно в отделении МВД или МФЦ, также его можно заранее распечатать с официального интернет-ресурса. В него вносятся данные с внутреннего паспорта и свидетельства о браке.

Получение готового паспорта

После подачи заявления и приложенных к нему документов заявителю говорят о том, когда он может забрать готовый загранпаспорт с внесенной в него новой фамилией. Сроки изготовления документа зависят от многих обстоятельств. Так, гражданам, которые подали заявления по месту своей постоянной регистрации, придется подождать один месяц и по его истечении забрать готовый бланк. А вот тем, кто обратился в отделение МВД по месту пребывания, срок увеличивается кратно до 4 месяцев.

Существуют экстренные обстоятельства, которые позволяют ускорить изготовление документа без внесения дополнительной оплаты. К ним относят такие ситуации:

  1. Смерть родственника, который проживал или находился по иным причинам за границей.
  2. Болезнь одного из членов семьи.
  3. Заболевание владельца загранпаспорта, с условием, что ему необходимо выехать для лечения за рубеж.
Дополнительная информация
Стандартный месячный срок может быть увеличен в три раза для тех лиц, которые имеют доступ к секретной информации.

Госпошлина

Изготовление и выдача загранпаспортов производится исключительно на платной основе. Цена бланка довольно высока и напрямую зависит от вида выбранного документа:

  1. Биометрический загранпаспорт нового образца обойдется владельцу в 3,5 тысячи рублей.
  2. А вот при заказе стандартного бланка можно сэкономить почти половину, ведь стоит он всего 2 тысячи рублей.

Для несовершеннолетних детей действуют сниженные тарифы.

В Калининградской области и республике Крым государственная пошлина за получение загранпаспорта не взимается вообще.

Образцы документов

Образец заявления на выдачу загранпаспорта

Добавить комментарий