Семейный юрист

Договор купли продажи квартиры с использованием материнского капитала

Процедура приобретения недвижимости с использованием денег материнского капитала давно отработана и налажена. Существует ряд условий, которые необходимо выполнить.

Договор купли-продажи квартиры с использованием материнского капитала — это один из самых важных моментов. Закон устанавливает ряд требований, соблюдение которых сторонами обязательно. Обязательные условия должны быть отражены в договоре, позволяется вносить в него и дополнительные пункты, которые разъясняют некоторые аспекты договоренности.

Договор покупки жилья

Договор о покупке недвижимости – это соглашение между двумя сторонами, в результате которого покупатель приобретает недвижимость, а продавец получает деньги за проданную жилплощадь. Этот бланк имеет юридическую силу и признается правоустанавливающей бумагой. После подписания сторонами договора купли-продажи сделка вступает в законную силу, наступают соответствующие ситуации юридические последствия.

Договор купли-продажи составляется при покупке:

  1. Приватизированных квартир со вторичного рынка.
  2. Долей в квартире.
  3. Комнат в коммуналках.
  4. Частных домов.

При составлении соглашения следует учитывать существующие в РФ законодательные нормы, которые применяются в этой сфере правоотношений. Процесс покупки регламентируется статьями 130-131, а также параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса РФ. Правила составления данного документа прописаны в статье 549, 550-558 ГК РФ. При использовании в сделке средств материнского капитала следует также ориентироваться на Федеральный закон №256-ФЗ.

Стороны

Главной особенностью сделок по покупке жилья с использованием сертификата материнского капитала считается то, что недвижимость оформляется либо в долях на всех членов семьи, включая и несовершеннолетних детей, либо только на одного из родителей с включением иных членов семей в договор позже. В стандартном варианте договор подписывается:

  1. С одной стороны, продавцом.
  2. С другой стороны, покупателем, причем это один человек, который будет владеть всей приобретенной жилплощадью.

В случае с переводом средств маткапитала на покупку жилья покупателем становится как минимум:

  1. Родитель.
  2. Совершеннолетние дети.
  3. Дети, не достигшие 18 лет.

Свою долю в имуществе обязательно получают даже те дети, которые уже пересекли черту 18-летия, если только они не выражают добровольного отказа от нее. В отличие от взрослых детей, лишить законной доли несовершеннолетних нельзя. При этом покупателем может быть один член семьи, а обладателями долей впоследствии становятся все. А вот подписывать соглашение будут только родители, представляя как свои интересы, так и интересы детей, младше 14 лет. Подростки старше 14 лет ставят подпись самостоятельно, но после предварительного согласования действий с родителями.

Дополнительная информация
Продавец также может быть представлен двумя или более лицами, если помещение находится в долевой собственности.

Основные условия

При составлении соглашения о покупке недвижимости с использованием материнского капитала крайне важно указать, что часть средств будет оплачена через Пенсионный фонд. Перечисление денег производится только после того, как договор подписан, а все документы предоставлены. Средства напрямую поступают на счет продавца, минуя покупателя. Крайне важным нюансом считается указание суммы средств материнского капитала. Если сертификат не тронут, то она будет равна 453 026 рублей. Но бывают случаи, что семьи получают часть средств на иные нужды, поэтому сертификат оказывается неполным. В дополнении к сумме следует сослаться на ФЗ № 256, как на основании для получения субсидии.

Исходя из сложившейся практики необходимо, чтобы в соглашении были указаны следующие обязательные условия:

  1. Жилплощадь приобретается на члена семьи, владеющей сертификатом. При этом она может сразу быть оформлена в общую долевую собственность, либо данное условие выполняется позже.
  2. Владеть помещением могут только члены одной семьи, а именно родители и дети – родные или усыновленные.
  3. Приобретается отдельное помещение, но не доля в общей недвижимости.

В условиях оплаты следует уточнить, что та часть средств, что переводится из материнского капитала, поступит на имя продавца безналичным способом. К тому же деньги будут переведены только после полного оформления сделки. Немаловажным условием является порядок возврата уплаченных средств покупателю, в том случае, если ПФР откажет в предоставлении субсидии.

Документы

Приобретение недвижимости – это крайне сложная и многоступенчатая сделка. Каждый ее этап сопровождается выполнением определенных действий и сбором необходимой документации.

Для оформления и подписания договора каждая из сторон должна подготовить обязательный пакет документов. При этом бумаги со стороны продавца должны разъяснить и подтвердить следующие моменты:

  1. Принадлежит ли квартира ему.
  2. Имеет ли продающая сторона право реализовывать недвижимость.
  3. Нет ли каких-либо обременений на имуществе или иных подводных камней, которые могут препятствовать сделке или сделать ее мнимой.

Немаловажно наличие официального обоснования цены на помещение.

Обратите внимание!
При покупке жилья у родственников с привлечением маткапитала есть вероятность отказа в одобрении сделки со стороны ПФР. Произойдет это, если условия проживания не будут вести к существенному улучшению, а у сотрудников организации появятся подозрения в том, что стороны желают провести фиктивную операцию.

Покупателю потребуется доказать свою платежеспособность. Для продавца это единственный важный нюанс, который может стать решающим в оформлении сделки.

От продавца

Продавцом недвижимости может быть только ее владелец. Если помещение находится в долевой собственности, то каждый владелец продает свою долю от собственного лица самостоятельно. Все это оформляется одним договором, но важно четко прописать долю каждого продающего.

Он должен собрать следующий пакет бумаг:

  1. Удостоверение личности.
  2. Правоустанавливающие документы на жилплощадь.
  3. Справка из ЕГРП о праве владения.

В продаваемом жилье не должно быть зарегистрированных. Если в стандартных сделках это допускается, то при использовании маткапитала такое положение неприемлемо.

В число правоустанавливающих документов на квартиру или дом может быть включен:

  1. Договор купли-продажи.
  2. Дарственная.
  3. Бланк о вступлении в наследство.
  4. Бумаги о приватизации жилья.
Обратите внимание!
По требованию Пенсионного фонда от продавца могут потребовать и иные дополнительные бумаги.

От покупателя

Со стороны покупателя также потребуется собрать необходимые документы, которые позволят правильно оформить сделку. Прежде всего, это удостоверения личности покупателей. Для матери и отца этим документом становится паспорт гражданина РФ, этот же бланк предоставляется на детей старше 14 лет. На иных несовершеннолетних лиц необходимы свидетельства о рождении.

Для подтверждения платежеспособности покупатель собирает такие бумаги:

  1. Сертификат на материнский капитал.
  2. Справка об имеющемся на сертификате остатке, которая выдается в ПФР.
  3. Выписка с банковского счета, если разность стоимости будет возмещаться за счет собственных сбережений.
  4. При покупке жилья в кредит не обойтись без кредитного договора.

Родители несовершеннолетних также должны составить обязательство о выделении долей своим несовершеннолетним детям. Этот документ заверяется нотариально, после чего вступает в полную силу.

Составление договора

Договор на покупку жилья составляется сторонами самостоятельно. Не существует специальных разработанных бланков для таких ситуаций, однако есть немало примеров, как правильно составить подобное соглашение и не упустить из виду ничего важного. У нас вы найдете договор купли-продажи с использованием материнского капитала, образец которое поможет вам оставить бланк самостоятельно.

Документ может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Первый вариант довольно неудобен, поэтому к нему практически никто уже не прибегает. Достаточно проставить от руки подписи сторон, чтобы бумага приобрела юридическую значимость. Соглашение составляется в трех экземплярах – по одному для каждой из сторон-участников.

В договоре купли-продажи стандартной формы должны быть прописаны следующие обязательные блоки:

  1. Реквизиты самого документа – наименование бланка, дата написания, город в котором сделка совершается.
  2. Паспортные данные всех участников купли-продажи – ФИО, серия и номер удостоверения личности, дата и место выдачи паспорта, адрес регистрации.
  3. Какова суть заключения договора – возмездная передача объекта недвижимости.
  4. Объект продажи – наименование помещения, адрес расположения, этажность, квадратура – общая и жилая, количество комнат, наличие балкона и иные отличительные характеристики.
  5. Данные о том, на каком основании продавец владеет помещением.
  6. Условия продажи.
  7. Подписи сторон.

Правильно составить соглашение о купле-продаже поможет квалифицированный юрист. Он не только учтет все особенности сделки, но и подскажет сторонам, как максимально защитить свои интересы.

Дополнительная информация
Договор проверяется в обязательном порядке сотрудниками Росреестра и работниками Пенсионного фонда, во избежание допущенных ошибок и неправильного составления бланка.

Согласование условий

Договор является документом двусторонним, а это значит, что его пункты формируются под воздействием обеих сторон. И продавец, и покупатель может выдвигать свои требования и ставить условия, соблюдение которых важно для него. При купле-продаже недвижимость крайне необходимо договориться по следующим пунктам:

  1. Стоимость жилья. Резонно, что продавец хочет продать дороже, а покупатель купить дешевле, но важно, чтобы цена была обоснованной, а не завышенной или заниженной. Неадекватная стоимость объекта может стать причиной отказа ПФР в субсидировании. Если сделка оформляется через банк, то там и вовсе не обойтись без официальной оценки стоимости.
  2. Порядок и срок оплаты. Он может подразумевать единовременное внесение средств, за исключением той части, что находится в маткапитале, разбивке цены на несколько взносов или иные договоренности. К тому же важно указать, будут ли деньги передаваться наличными или зачисляться на счет продавца.
  3. Порядок перехода права на помещение. Он выглядит следующим образом – внесение той части, что отдает покупатель из собственных средств, подписание акта приема-передачи, регистрация документов в Росреестре, зачисление остаточной суммы средств. Могут быть прописаны и иные варианты.

При согласовании условий следует, прежде всего, ориентировать на требования Пенсионного фонда, так как именно от него зависит, будет ли одобрена сделка.

Подписание

После того как условия договоренности оговорены, а стороны пришли к одному общему знаменателю, следует закрепить все пункты на бумаге. Соглашение составляется в трех идентичных экземплярах. Продавец и покупатель проставляет свои подписи на все трех экземплярах.

Подписание договора является тем действием, которое переводит сделку из разряда гипотетической в реальную. Как только обе стороны подписали бланки, они приобретают юридическую силу. Приложением к договору считается акт приема-передачи жилья. В нем прописывается состояние помещения и факт передачи ключей, необходимых документов на жилье и другие моменты, без которых невозможно эксплуатировать жилплощадь.

Оформление в Росреестре

Подписанный договор сам по себе не может стать основанием для выплаты средств материнского капитала. Пенсионный фонд перечисляется деньги только после того, как переход права собственности регистрируется в Росреестре. Для этого стороны должны обратиться в ближайший отдел Росреестра или многофункциональный центр. Также можно отправить заявку в электронном формате, воспользовавшись услугами официального ресурса Госуслуги.

Для регистрации необходимо оплатить госпошлину в размере 2 000 рублей и собрать обязательный пакет документов, в число которых входят:

  1. Паспорта сторон.
  2. Договора купли-продажи.

Процедура рассмотрения поданных бумаг занимает не более семи дней. По истечении указанного срока жилье переводится с продавца на покупателя, а данные об этом вносятся в общегосударственный перечень недвижимости.

Для подтверждения проведенной регистрации потребуется запросить выписку из ЕГРН, так как свидетельство о праве собственности на сегодняшний день не выдаются. Без этого бланка обращение в ПФР невозможно.

Образцы документов

Договор купли-продажи квартиры с использованием Мат. капиталла Образец кредитного договора

Добавить комментарий