Семейный юрист

Как оформить опекунство над инвалидом в России?

Инвалиды первой группы по состоянию здоровья не могут о себе позаботиться. Для них предусмотрены не только льготы, но и такая форма устройства, как опекунство. Чтобы его установить, необходимо соответствовать определенным требованиям. При этом нужно получить решение суда о том, что человек полностью лишен дееспособности. После этого необходимо собрать определенный пакет документов и обратиться с заявлением в органы опеки.

Важно!
Только после этого будет принято решение соответствующего содержания, и человек сможет получать денежное вознаграждение.

Условия назначения опеки

Опека над инвалидом может быть назначена при соблюдении определенных условий. Прежде всего, потребуется пройти специальное обучение и получить соответствующее свидетельство. В результате кандидат получит теоретические знания по законодательству, психологии и медицине. Затем заинтересованному лицу нужно будет собрать ряд документов.

В такой перечень входят:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Страховой номер индивидуального лицевого счета.
  3. Данные о доходах, которые были получены за последний фактический год по месту профессиональной деятельности, а также из других источников.
  4. Договор купли-продажи, дарения, мены, найма, свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН – то есть какой-либо документ, который подтверждает наличие у заинтересованного лица жилья.
  5. Справка из ОВД об отсутствии непогашенных или неснятых судимостей, а также фактов привлечения к уголовной ответственности.
  6. Сведения из медицинской инстанции о состоянии здоровья претендента на опекунство. Они требуются для подтверждения факта отсутствия заболеваний, которые могут создать угрозу для подопечного.
  7. Свидетельство о браке из ЗАГСа. Оно потребуется, если опеку намерена установить семейная пара.
  8. Согласие от других членов семьи, которым исполнилось десять лет о том, что они не против проживать вместе с подопечным.
  9. Автобиография заинтересованного лица.
  10. Сертификат об окончании школы приемных родителей.
  11. Копия трудовой книжки.
  12. Справка о регистрации по месту жительства.
  13. Заключение о соответствии помещения требованиям санитарных норм.

Для оформления опеки не обязательно представлять оригиналы документов. Законом допускается использование заверенных копий.

Далее нужно оформить заявление и вместе со всеми данными направить в органы опеки. Последние проведут специальную проверку и вынесут свое заключение. Также может возникнуть необходимость обратиться в суд, для получения решения о признании подопечного недееспособным, если такой документ отсутствует.

Требования к опекуну

Сам претендент должен соответствовать определенным требованиям. Одним из них является возраст. Человек не должен быть младше восемнадцати лет. Также он не должен быть частично или полностью недееспособным. Законодательством определен ряд лиц, которые не могут быть опекунами.

В данный список включены:

  1. Ограниченные или полностью лишенные родительских прав.
  2. Отстраненные от исполнения опекунских обязанностей.
  3. Признанные хроническими наркоманами или алкоголиками.
  4. Привлекавшиеся к уголовной ответственности или осужденные за совершенные преступления.
  5. Не прошедшие специальное обучение.
  6. Вступившие в однополый брак. Это относится к иностранцам. В РФ такие браки запрещены.
  7. Имеющие заболевания, которые могут представлять угрозу для опекаемого. К таким недугам отнесены – туберкулез, отклонения психического характера, злокачественные опухоли, инфекционные болезни.
  8. Инвалиды первой группы.
Обратите внимание!
Любой из указанных фактов должен быть подтвержден документально.

Процедура назначения

Сама процедура установления опеки фактически состоит из двух этапов: получение судебного решения и обращение в органы опеки. Каждый из них реализовывается путем последовательного выполнения ряда действий.

Получение решения суда

Действующим законодательством установлено, что опека возможна только в том случае, если человек признан недееспособным по решению суда. Инициатором такой процедуры может быть как физическое, так и юридическое лицо. В первом случае это, как правило, родственники или члены семьи. Во втором – учреждение, в которое был помещен человека, либо органы опеки и попечительства. Независимо от стороны инициатора, для начала потребуется оформить медицинское заключение о состоянии здоровья. Оно будет являться документальным подтверждением того, что человек не может самостоятельно позаботиться о себе, а также реализовать свои права и исполнять обязанности. После этого оформляется заявление в суд.

В нем должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес судебной инстанции.
  2. Сведения об истце – фамилия имя, отчество человека или название медицинской организации, место расположения, контактный телефон.
  3. Информация о подопечном – как зовут, где фактически проживает.
  4. Чем вызвана необходимость установления опеки.
  5. Само требование.
  6. Перечень прилагаемых бумаг.
  7. Дата и подпись.

Исковое заявление и документы могут быть переданы инициатором в суд самостоятельно, через доверенное лицо, направлены по почте или интернету. После этого поступившие материалы детально проверяются. Затем заинтересованные стороны оповещаются о дате, времени и месте проведения заседания. В назначенный день все приглашенные должны явиться в суд. В ходе разбирательства проводится опрос явившихся. Затем выносится решение. После вступления в силу оно направляется заинтересованным сторонам для сведения и исполнения.

Обращение в орган опеки

После того как было получено решение суда, претендент должен будет обратиться в органы опеки. Для этого нужно оформить письменное заявление.

В нем потребуется указать следующее:

  1. Название и адрес органа опеки.
  2. Свою фамилию, имя, отчество, данные паспорта, место жительства и контактный телефон.
  3. Основание для обращения. Им будет являться решение суда.
  4. Информация о подопечном.
  5. Список прилагаемых документов.
  6. Число, месяцу, год заявления, роспись обратившегося.

Как и в случае с судебным иском, направить информацию в органы опеки претендент может по почте, через интернет, своего законного представителя либо передать самостоятельно.

Обратите внимание!
Направить обращение в органы опеки человек может через многофункциональный центр, который выступит в качестве посредника.

Право на компенсацию

Основным законодательным актом, который регулирует порядок выплат и суммы, сколько платят за опекунство над инвалидом 1 группы, является Постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 года № 343 “Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом первой группы (за исключением инвалидов с детства первой группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет”. Согласно указанному нормативному акту, поучать такие виды денежных средств имеют права лица, которые осуществляют уход на основании официального решения. При этом опекун не должен работать официально.

Наличие родственной или семейной связи с опекаемым, также совместное с ним проживание не является обязательным условием.

Размер

Сумма пенсии самому инвалиду составляет более десяти тысяч рублей, полюс ежемесячная доплата – в три с половиной. Родитель-опекун ежемесячно получает пять с половиной тысяч. С посторонними лицами все несколько иначе. Такая категория может рассчитывать на тысячу двести в месяц.

Перечень документов

Чтобы оформлять выплаты, потребуется представить ряд документов. К ним отнесены:

  1. Обращение заинтересованного лица, с указанием адреса проживания и даты начала опеки.
  2. Согласие подопечного. Оно должно быть подтверждено актом уполномоченной официальной инстанции. Если от имени опекаемого действует законный представитель, то потребуется документально подтвердить его полномочия.
  3. Справка об отсутствии выплат такого характера, а также о неполучении опекуном пособия по безработице.
  4. Медицинское заключение о состоянии здоровья инвалида.
  5. Паспорт инициатора. Также потребуются его трудовая и инвалида.
  6. Справка об отсутствии у опекуна других пенсий.
Обратите внимание!
Указанные документы можно представить в виде копий. При этом необходимо иметь на руках оригиналы для сверки.

Порядок оформления

Процедура оформления выплаты достаточно проста. После того как все необходимые документы будут собраны, нужно оформить письменное заявление.

В нем указывается:

  1. Название и адрес органа, который будет выплачивать средства.
  2. Сведения о получателе – как зовут, где проживает. Аналогичные данные указываются и о подопечном.
  3. Дата начала опеки.
  4. Список передаваемых документов.
  5. Дата и подпись заявителя.

После этого все сведения нужно направить в уполномоченную официальную инстанцию. Существует несколько способов.

Чаще всего люди передают данные самостоятельно. В этом случае можно оформить заявление на месте и исправить допущенные ошибки.

Если человек проживает далеко либо не может передать данные самостоятельно, он может направить их по почте, в том числе и электронной. В первом случае нужно использовать специальную корреспонденцию с уведомлением о вручении адресату, во втором – оцифровать все документы и иметь в своем распоряжении интернет.

Допускается также обращаться в многофункциональный центр. МФЦ в данном случае выполнит посреднические функции. То есть специалисты окажут помощь в оформлении заявления и перешлют все данные по назначению.

Компетентный орган

Вопросы, касающиеся выплат опекунам инвалидов, находятся в компетенции органов социальной защиты и пенсионного фонда. Они, по согласованию друг с другом, принимают окончательное решение об установлении такого статуса заинтересованному лицу, а также размер последующей компенсации. Обращаться в органы по месту проживания инвалида первой группы.

Срок выплаты

Выплата причитающейся опекуну компенсации начинается с месяца подачи заявления в компетентный орган, но не раньше числа, с которого такое право возникло. Если перечень сведений не полный, тогда у инициатора есть девяносто суток, чтобы устранить такой недостаток. В этом случае выплаты начнутся с месяца обращения. В некоторых случаях компенсация может быть отменена.

К ним отнесены:

  1. Смерть опекуна или подопечного.
  2. Прекращение ухода.
  3. Назначение опекуну пенсии или пособия по безработице. Размер и вид выплат роли не играют.
  4. Официальное трудоустройство опекуна.
  5. Истечение срока инвалидности.
  6. Признание неполноценным с детства.
  7. Помещение инвалида в организацию социального обслуживания.

В указанных случаях получатель выплат обязан известить уполномоченную инстанцию в течение пяти суток о наступлении таких обстоятельств. Денежные средства перестанут начисляться с первого числа месяца, который следует за тем, в котором возникли такие причины.

Важно!
Если опекун изменил адрес проживания, то выплаты приостанавливаются. Они будут возобновлены с первого числа месяца, следующего за тем, в котором это произошло.

Для возобновления выплат инициатор должен будет обратиться в уполномоченный орган по месту нового проживания. При этом могут потребоваться все документы, которые опекун собирал изначально. Денежные средства, которые не выплачены опекуну в установленный срок, должны быть начислены последнему, но не более чем за тридцать шесть месяцев до обращения.

Образцы документов

Образец отчета опекуна Образец заявления об установлении опеки над недееспособным Образец иска о признании недееспособным

 

Добавить комментарий