Семейный юрист

Закон о многодетных семьях

Многодетные семьи получают ряд привилегий от государства, которые заключаются как в финансовой помощи, так и в предоставлении льгот на отдельные виды товаров и услуг. Все действующие правила и нормы в данной области регламентируются Указом Президента РФ и региональными законодательными актами. За прошедшие годы законы не единожды подвергались изменениям и дополнениям. Наряду с уже существующими мерами поддержки Совет Федерации готовит новый закон о многодетных семьях, в котором будет учтена сложившаяся на сегодня практика по регионам.

Проект федерального закона

В Российской Федерации особое внимание уделяется увеличению рождаемости, для этого правительство разрабатывает ряд мер, большинство из которых приходится на материальную поддержку семей, которые растят несовершеннолетних детей. Особые усилия направлены на помощь тем семьям, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних. Они получают статус многодетных и могут рассчитывать на поддержку государства во многих отраслях.

В 1999 году депутаты Государственной думы вынесли на рассмотрение законопроект №138. Суть его сводилась к особой поддержке семей, в которых воспитывалось трое и больше детей. В связи с тем, что на тот момент многодетные были достаточно защищены законодательно, законопроект был отклонен и.о. Президента РФ В.В.Путиным. На долгие годы эпопея с разработкой нового федерального законопроекта была забыта.

2018 год начался для многодетных семей с приятной вести – с высоких трибун было официально заявлено о необходимости создать новый Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей, который серьезно изменит подход к начислению субсидий на поддержку родителей, воспитывающих троих и больше детей.

Обратите внимание!
Необходимость в разработке нового подхода была озвучена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Его слова на Рождественской проповеди были услышаны, и Валентина Матвиенко поручила сенатором взяться за подготовку проекта нового федерального закона.

Цель разработки

В РФ есть действующая законодательная норма, которая регулирует нормы поддержки многодетных семей. Но этот закон очерчивает лишь общие меры, возлагая конкретную их регулировку на региональные власти. На федеральном уровне прописана лишь малая толика обязательных выплат, которые финансируются из федерального бюджета, остальные субсидии должны оплачиваться из региональных бюджетов. Таким образом, получается, что хотя помощь многодетным семьям и должна оказываться, но ее конкретные размеры определяются местными властями самостоятельно. Такой подход не подразумевает каких-то конкретных сумм выплат, поэтому в регионах сложилась весьма разнообразная практика помощи многодетным.

Разработка нового законопроекта должна учесть опыт регионов, суммировать его и вычленить из полученного некий универсальный подход. Суть данной работы заключается в том, чтобы ряд субсидий и материальных гарантий закрепить на федеральном уровне. Это позволит семьям гарантировано получать помощь независимо от места их проживания и воспитания детей. Целью нового законопроекта не является полное отчуждение региональных властей от возможности выделять из регионального бюджета дополнительные средства для помощи многодетным. Вся работа направлена на упрочнение статуса многодетности и создания более благодатной и устойчивой почвы под их ногами.

Причины отклонения

Валентина Матвиенко еще  вначале 2018 года заявляла о том, что разработка данного законопроекта займет немало времени. И действительно не все идет быстро, а тем более гладко. Будущий нормативный документ должен быть весьма четко продуман, чтобы учесть нужды многодетных семей, а также возможности федерального и региональных бюджетов.

В октябре 2018 года на рассмотрение в нижнюю палату парламента был вынесен законопроект от фракции КПРФ, в котором речь шла о дополнительных мерах поддержки многодетных семей. В частности, в нем было предусмотрено предоставление налоговых льгот для родителей, которые воспитывают трое и более детей. Это кардинально новый подход, так как ранее налоговые льготы не предусматривались как возможность поощрения рождаемости. Суть закона заключается в том, что с появлением каждого нового ребенка налоговая нагрузка будет снижаться, речь идет о налоге на имущество физических лиц. По подсчетам депутатов это позволит освободить от уплаты налогов более полутора миллионов многодетных семей.

Законопроект был отклонен, так как данное предложение не было доработано до конца. Его авторы никак не поясняют, каким образом должны будут компенсироваться недополученные налоговые отчисления. Данная мера проделывают серьезную дыру в бюджете, по приблизительным расчетам превышающую три миллиарда рублей.

Важно!
Отклонение законопроекта не ставит точку в данном начинании. Он будет пересмотрен, доработан и рассмотрен в уже более оптимальном варианте.

Действующее законодательство

Демографический спад, произошедший в 90-х годах, довольно ощутимо ударил по стране, а его последствия все еще ощущаются и сегодня. Нехватка рабочих рук не дает развивать экономику намеченными темпами, что негативно сказывается на каждом жителе России. Дабы изменить ситуацию в лучшую сторону, и впоследствии не сталкиваться с проблемами катастрофической нехватки населения, еще в конце XX века было разработано ряд законодательных мер для поддержки многодетных семей, которые действуют и по сей день. Основным является Указ Президента РФ. На его основе в каждом отдельном регионе создаются свои нормативно-правовые акты.

Указ Президента

5 мая 1992 года Борис Ельцин подписал Указ Президента РФ № 431 «О мерах по соцподдержке многодетных семей». Этот документ претерпел некоторые изменения в феврале 2003 года.

Указ конкретизировал действия, которые должны производиться федеральными и региональными властями в рамках господдержки многодетных. Он установил необходимость проведения регулярных исследований на предмет уровня жизни граждан малообеспеченных, к которым нередко относятся семьи, воспитывающие более трех несовершеннолетних. Такая мера позволяет определять уровень необходимой поддержки данным группам лиц.

В данном нормативном документе также довольно конкретно очерчены те меры, которые должны быть применены к выявленным семьям, для оказания им поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

Статус многодетной семьи

По российским законодательным нормам семья считается многодетной, если в ней воспитывается трое и больше несовершеннолетних детей. Несовершеннолетними считаются дети, которые не достигли возраста 18 лет. В расчет принимаются дети, которые были:

  • рождены в браке;
  • усыновлены или удочерены в законном порядке;
  • а также падчерицы и пасынки.

Подросток, который пересекает черту 18-летия, исключается из перечня несовершеннолетних. Статус за ним может быть сохранен до 23 лет, если он является студентом очного отделения и фактически остается на иждивении у родителей.

Дополнительная информация
Понятие многодетности уточняется в ГОСТ Р 52495-2005. Регионам даны полномочия самостоятельно устанавливать критерии многодетности.

Региональные критерии

Большинство регионов РФ при определении многодетности принимает за основу данные ГОСТа Р 52495-2005, при этом в некоторых областях критерии многодетности претерпели незначительные изменения. К примеру, в некоторых регионах учитываются только те дети, что не достигли 16 лет.

Чтобы получить конкретные критерии расчета многодетности, следует обращаться непосредственно по месту проживания в местные органы самоуправления или фонд социальной защиты населения, где все нюансы будут разъяснены и уточнены.

В ряде регионах Подростки старше 16-18 лет, которые обучаются на очных отделениях в учебных заведениях, не включаются в состав несовершеннолетних. Это может не позволить семье получить статус многодетности и рассчитывать на определенные льготы.

Виды государственной поддержки

В 2018-2019 годах действует следующий набор социальной помощи для многодетных семей:

  1. Уменьшение стоимости коммунальных услуг на 30%.
  2. Бесплатные медикаменты для малышей в возрасте до шести лет.
  3. 100% скидка для поездок на городском транспорте детям, которые учатся в школе.
  4. Бесплатное питание в заведениях общеобразовательного типа и профессиональных учебных организациях.
  5. Первоочередной прием детей в детские сады.
  6. Выдача комплектов школьной и спортивной формы.
  7. Раз в месяц бесплатное посещение музеев, парков, выставок и иных культурных мест.

Кроме всего перечисленного, многодетным семьям предоставляют денежные субсидии, единоразовые выплаты, а также льготные кредиты и беспроцентные ссуды для приобретения собственного жилья.

Добавить комментарий