Школьник вовсе не обязан беспрекословно выполнять любые указания учителей – у него есть чётко установленные законодательством права. С помощью родителей он всегда может эффективно их отстоять. Вовсе не обязательно терпеть беспочвенные придирки, занижение оценок в целях «воспитания», или делать внеурочную работу.
Ребенок в школе
После поступления ребёнка в школу, у него возникают с одной стороны права, а с другой обязанности, и если про последние регулярно напоминают, то вот насчёт того, какие у него права, как у самого школьника, так и у родителей не всегда достаточно ясное представление. Хотя и обязанности не мешает лишний раз изучить, чтобы точно знать, что ваш ребёнок должен делать, а что нет.
Права
Права и обязанности ребенка в школе и дома достаточно четко прописаны в нормативных актах. Начать следует с того, что законодательство России гарантирует возможность получить среднее образование бесплатно, хотя при желании у родителей есть возможность устроить чадо в платную школу.
С самого начала первоклассника следует ознакомить со школьным уставом и другими принятыми в образовательном учреждении правилам – их необходимо вывесить на видном месте, чтобы любой мог их изучить.
В этом Уставе следует предусмотреть возможность ускоренного обучения для тех детей, которые могут освоить некоторые предметы быстрее сверстников. Вместе с тем и для отстающих требуется проведение специальных курсов.
У каждого школьника должна быть возможность поучаствовать в управлении школой, и возможность обратиться в комиссию по урегулированию споров при необходимости.
По достижении восьми лет ребёнок получает возможность создать или поучаствовать в каком-либо общественном движении. Исключением будут те, что имеют религиозный либо политический характер, – в них участвовать нельзя.
Есть у школьников и право на проведение собраний и митингов, но лишь в свободное от учёбы время и без нарушения школьных правил.
Всем детям гарантируется право бесплатного использования школьной библиотеки.
Детям, как и остальным гражданам, Конституцией страны и законом «Об образовании» дано право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и выражение мнений, наконец – право отказаться от принудительного труда.
Учащийся с согласия своих представителей (родителей, опекунов) может перевестись в другую школу.
Оценка учебных успехов каждого школьника должна быть объективной и базировать на уровне его знаний без учёта посторонних факторов. Учителя обязаны проявлять непредвзятое и одинаковое ко всем отношение.
Обязанности
В обязанности учащегося школы входит:
- Соблюдение Устава и правил школы, выполнение требований школьных работников, соответствующих правилам.
- Добросовестное обучение и посещение уроков.
- Бережное отношение к школьному имуществу.
- Уважительное отношение к сотрудникам школы и другим учащимся.
- Соблюдение техники безопасности и порядка, включая пришкольную территорию.
Защита прав ребенка
Права учащегося надёжно защищены законодательством страны, так, в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» указывается, что недопустимо их ущемление в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Если они всё же ущемляются, ребёнок и его родители должны защищать их: если нарушение допускается другими учащимися, обратиться нужно к классному руководителю, или даже напрямую к директору. Также обращение к директору выполняется при нарушениях со стороны учителей. Если внутри школы вопрос разрешить не удаётся либо нарушение было очень серьёзным, отстаивать свои права можно и за её пределами, в государственных органах, как прокуратура или суд.
Формы нарушений прав
Они могут быть многообразными, и иногда нелегко определить, что права ребёнка нарушены. Перечислим лишь наиболее частые из них:
- Если основная учебная программа является обязательной, то дополнительная, то есть, посещение кружков, факультативов, и других занятий после уроков – исключительно добровольна, и учеников нельзя к ней принуждать.
- Равным образом недопустимо принуждение к участию в различных внеклассных мероприятиях, например, праздничных выступлениях и демонстрациях, трудовой деятельности, не входящей в учебную программу, включая дежурство после уроков, мытьё полов в классе и тому подобное. Привлечение учеников ко всему перечисленному возможно исключительно с их согласия.
- Недопуск до уроков из-за опоздания или «неправильного» внешнего вида. Учителя не могут решать, допускать ли детей до уроков – если те нарушают школьные правила, применяться в их отношении должны наказания в соответствии с этими правилами, включающие замечания или предупреждения, а то и исключение, но не отстранение от конкретного урока – такого наказания предусмотрено в них быть не может.
- Не допускается возложение на школьников административных обязанностей, таких как поддержание дисциплины в классе – например, ответственности за дежурных.
- Запрещено навязывать свои политические или религиозные убеждения. А значит, имеющие отношение к религии предметы могут быть исключительно факультативными, не могут проводиться никакие мероприятия, имеющие религиозный характер. Также запрещена политическая пропаганда и, если учитель занимается ей – это повод для разбирательства.
- Вразрез с законодательством идёт и такая привычная многим учителям, в первую очередь «старой закалки» мера, как публичное порицание, или так называемая «проработка». В её ходе завуч или учитель может публично осудить поведение учащегося или нескольких перед лицом его одноклассников или всей школы, потребовав при этом выйти вперёд. Вместо подобных мер, явно сопряжённых с психологическим давлением, проблемы в поведении ученика или с его успеваемостью нужно обсуждать с глазу на глаз.
- Учитель не может позволять себе разговор на повышенных тонах, шантаж, угрозы и тем более физическое насилие – всё это является либо психологическим, либо физическим насилием, и может стать поводом даже для разбирательства в прокуратуре.
Это только часть нарушений прав ребёнка, которые могут происходить в школе, а ведь помимо учителей, он может подвергаться также насилию со стороны других школьников. Вследствие возраста дети могут скрывать от родителей подобные факты, а потому в семье следует всегда «держать руку» на пульсе и защищать своего ребёнка.
Что делать и куда обращаться при нарушении прав
Если вы считаете, что права были нарушены, первым делом нужно обратиться непосредственно к педагогу, допустившему нарушение, либо сразу к администрации школы – в зависимости от ситуации и характера нарушения. Они должны дать разъяснения по поводу проблемы. Если же их оказалось недостаточно, стоит оформить письменную жалобу на имя директора, чтобы получить официальный ответ.
Если проблема не решена и делу требуется дать дальнейший ход, то органы, в которые нужно будет для этого обратиться, следует выбрать, смотря по тому, какое нарушение было допущено. Варианты следующие:
- Местное управление Рособрнадзора.
- Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Органы опеки и попечительства.
- Уполномоченный по правам ребёнка в регионе.
- Прокуратура.
- Полиция.
- Суд.
Чтобы грамотно отстаивать права ребёнка в школе, важно хорошо знать их. Законодательством школьники защищены от любого произвола и, если пользоваться им, никто не сможет терроризировать вашего ребёнка при помощи служебного положения или применять к нему свои собственные методы воспитания, выходящие за рамки того, что должен делать учитель.
Добавить комментарий