Семейный юрист

Уполномоченный по правам ребенка в РФ

Гражданин России, даже если он несовершеннолетний, обладает общими правами, перечисленными в законодательстве. И хотя из-за возраста он не все из них может осуществлять, но его базовые права должны защищаться так же, как и у взрослого. К тому же в законодательстве предусмотрены и некоторые особые права именно для детей. Как общие права ребёнка, так и особые защищают родители или опекуны, а также государственные органы: служба опеки, прокуратура, суд и другие.

Но есть и ещё одно важное звено: уполномоченный по правам ребёнка – такая должность существует в РФ как на федеральном, так и на местном уровне. Он имеет целый ряд возможностей, чтобы влиять на положение детей как в общем, на уровне законодательства, так и помогать в отдельных случаях.

Законодательство

На базовом уровне права ребёнка, как и других граждан РФ, обеспечиваются Конституцией, а также Семейным кодексом, нормативными актами субъектов РФ, и другими документами. Помимо этого, их защищают международные декларации и конвенции – такие как Конвенция ООН о правах ребёнка и другие.

Об уполномоченном по правам ребёнка подробнее сказано в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где ему посвящена статья 16.1, в которой указывается, что уполномоченный при президенте РФ призван защищать интересы несовершеннолетних, а его полномочия очерчиваются президентскими указами. Кроме того, в регионах могут также учреждаться аналогичные должности.

Дополнительная информация
Должность омбудсмена по правам детей нужна потому, что уполномоченный по правам человека в силу законодательства менее эффективен в этом вопросе: важную часть его деятельности занимает рассмотрение жалоб, а дети не могут подать и оформить их в соответствии с требованиями.

В октябре 2018 года Президентом на рассмотрение Государственной думы был внесён новый законопроект, посвящённый правовому статусу уполномоченных по правам детей и заполняющий этот пробел в законодательстве. Вероятно, следует ждать, что после доработок он будет принят, и за этим может последовать дальнейшее, более чёткое установление прав и обязанностей детских омбудсменов и в регионах тоже.

Структура и порядок назначения

К сожалению, чёткой структуры уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ нет: есть уполномоченный при Президенте, а также отдельные уполномоченные в регионах, но не в каждом. Назначаются и работают они в соответствии с местным законодательством, там, где оно это предусматривает.

Сам институт вторичен по отношению к уполномоченному по правам человека, из-за чего в некоторых регионах назначение отдельного омбудсмена для детей и считается необязательным. Законодательство в этом отношении не даёт чётких указаний, отмечая лишь возможность существования такой должности на местном уровне, но не её обязательность. В последнее время наметилось определённое оживление в этой сфере, и, возможно, вскоре последует расширение федерального законодательства, поскольку в настоящий момент эта сфера практически целиком отдана на откуп регионам.

На федеральном уровне

Уполномоченный при Президенте назначается главным лицом страны, после чего наделяется неприкосновенностью. До тех пор, пока федеральный омбудсмен не потеряет свою должность, его нельзя будет отправить под арест или даже обыскивать. Он призван оказывать влияние на законодательство в сфере прав несовершеннолетних, а также помогать и в отдельных ситуациях.

В регионах

В некоторых субъектах также имеются собственные омбудсмены, имеющие приблизительно схожий объём полномочий, но действующих лишь на местном уровне. Назначаются они по местному законодательству, им же определяется порядок назначения и объём полномочий.

Вследствие этого от региона к региону то и другое может в значительной мере различаться. Так, омбудсмены могут быть:

  • Частью системы исполнительной власти, если их назначение происходит по указу губернатора или главы республики.
  • Назначаться законодательным органом субъекта Федерации, и тогда они работают более независимо от исполнительной власти.
  • Быть депутатами местных законодательных органов, назначенными в соответствии с законами региона в качестве уполномоченных – а значит, они будут сочетать возможности депутатов и омбудсменов.
  • Быть заместителями уполномоченного по правам человека в регионе либо состоять в его штабе и отчитываться перед ним.
  • Работать на общественных началах – то есть вообще не быть частью структуры власти. Такого рода омбудсмены могут заниматься даже не регионом, а отдельным городом.

Во всех этих случаях, как видно, специфика работы омбудсмена по правам несовершеннолетних будет различаться, иногда значительно. Будучи депутатом, он имеет возможность свободно вносить законы в Законодательное собрание региона, а, работая на общественных началах, он в некоторых случаях может иметь очень ограниченные возможности. Различается, соответственно, и степень автономности от местной власти, и объём полномочий, предусмотренный местными законами.

Основные задачи

На федеральном уровне в задачи детского омбудсмена входит:

  • Контролировать соблюдение закона по отношению к несовершеннолетним.
  • Выявлять нарушения по отношению к малолетним детям и обращать на это внимание государственных органов, чтобы выявленные нарушения были скорейшим образом устранены.
  • Чтобы снизить число этих нарушений, уполномоченный должен также вести юридическую деятельность, обобщая уже имеющуюся в стране юридическую практику и предлагая новые нормы, которые впоследствии могут быть применены в законодательстве – для этого он может привлекать специалистов-юристов с выплатой им гонорара.

Обратите внимание!
Подать жалобу омбудсмену вправе даже лица, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся в следственном изоляторе, проходящие лечение в психиатрической больнице.

На региональном уровне основные задачи, стоящие перед уполномоченным, обычно примерно совпадают с федеральным, и ключевая разница будет состоять в том, что региональный омбудсмен выполняет их лишь в одном субъекте. Однако, зачастую есть и региональная специфика, ведь задачи и полномочия устанавливаются местными законами. Разберём те и другие на примере уполномоченного по Новосибирской области. Его задачи таковы:

  • Защищать права несовершеннолетних.
  • Содействовать их скорейшему восстановлению при нарушениях.
  • Прилагать все усилия для улучшения местного законодательства в этом направлении.
  • Проводить правовое просвещение в сфере – это важно, чтобы граждане понимали, какими именно правами наделён ребёнок, и не нарушали их либо могли отстаивать при нарушениях.
  • Принимать участие в сотрудничестве между регионами, содействующем защите прав и интересов детей.
  • Информировать граждан о том, каково положение в сфере защиты прав ребёнка в регионе, о собственной деятельности и её результатах.

Полномочия

Чтобы выполнять задачи, которые перед ними ставятся, омбудсмены наделяются рядом полномочий. Федеральный уполномоченный имеет право:

  • Беспрепятственно наносить визиты во все государственные и муниципальные органы, так или иначе, связанные с его сферой деятельности.
  • Инициировать проверки либо же проводить их собственными силами, чтобы установить, нет ли каких-либо нарушений прав детей.
  • Вносить предложения с тем, чтобы усовершенствовать любую процедуру, касающуюся прав ребёнка.
  • Аналогично он может делать предложения и относительно совершенствования законодательства.
  • При необходимости запрашивать документы и иные сведения в федеральных и местных органах власти, а также организациях, у должностных лиц.
  • Чтобы эффективнее работать над внесением в законодательство поправок, омбудсмен имеет право привлекать специалистов, создавая из них экспертные группы либо советы. Привлекаться к работе могут и негосударственные организации.
  • Если ему удалось выявить нарушение, то он должен обратиться в прокуратуру или суд, чтобы лица, допустившие его, были наказаны, а само нарушение пресечено.
Важно!
Даже если в регионе или стране действует режим чрезвычайного положения, омбудсмен всё равно сохраняет все свои полномочия.

Осуществление деятельности

В рамках очерченных полномочий омбудсмены и должны выполнять поставленные перед ними цели, на что и направляется их рабочая деятельность. В её ходе проводится:

  • Рассмотрение обращений – это очень важная часть работы уполномоченного, он должен разбирать различные жалобы от граждан и организаций, и предпринимать по ним проверки, а также перенаправлять в другие ведомства для устранения проблем.
  • Проведение проверок и профилактических мер – непосредственная реализация полномочий, которыми он наделён. Для этого он имеет право не только посещать различные учреждения, но также и подробно знакомиться с их работой, получать объяснения от сотрудников.
  • Работа с законодательством – опять-таки, конкретная реализация имеющихся в его распоряжении полномочий.
  • Ведение личного приёма граждан как в собственном кабинете, так и с выездом в другие населённые пункты.
  • Иная деятельность по защите прав несовершеннолетних.

Помимо перечисленного, омбудсмены должны готовить различные доклады, посвящённые затрагиваемым в ходе их деятельности вопросам, а также её итогам. Например, в обязанности уже упоминавшегося нами представителя в Новосибирской области входят ежегодные доклады местному Законодательному собранию, губернатору, а также специальные доклады уполномоченному по правам человека по отдельным вопросам.

Следует принимать во внимание – хотя омбудсмен и имеет полное право на обращение в суд или внесение в государственные органы законодательных инициатив, но не может подменять собой специализированные организации, такие как суды, органы опеки, законодательные и так далее. Его роль в первую очередь состоит именно в том, чтобы своевременно поднимать проблемы, чтобы те затем были устранены уже другими лицами, выполняющими соответствующую роль в государственном аппарате.

В целом институт уполномоченного характеризуется несколько размытым статусом и полем деятельности, иногда эта должность может политизироваться. А из-за отсутствия чётко прописанных законодательных рычагов нередко омбудсменам в работе приходится опираться на авторитет должностных лиц, указами которых они назначены, – в первую очередь это губернаторы и главы республик. Это негативный фактор, поскольку так они ставятся в зависимость от исполнительной власти, чего быть не должно для более успешного осуществления функций, но не в условиях, когда оно невозможно без помощи исполнительной власти.

Порядок обращения

Можно записаться на личный приём к омбудсмену, обратиться, когда он сам приезжает в ваш город, либо самый простой вариант – подать обращение через официальный сайт – http://ombudsmanrf.org. На нём же есть образец и указания по заполнению.

Обратите внимание!
Если подаётся письменная жалоба на решение государственных органов или суда, к ней необходимо приложить копию этого решения.

Не стоит думать, что обращения через интернет будут проигнорированы: все они в обязательном порядке рассматриваются, и на них даётся ответ. Параллельно жалобе омбудсмену, можно также обращаться и в другие инстанции,  одновременно можно подавать обращения к уполномоченному в регионе и федеральному.

Но не все жалобы омбудсмен может рассматривать: даже федеральный не вправе рассматривать протесты против решений одной из палат парламента либо законодательных органов субъектов РФ.

Стоит выделить, что к уполномоченному дети могут обращаться лично, для этого не требуется, чтобы совершеннолетние лица выступали посредниками, как при обращениях к различным чиновникам, и это также в значительной мере определяет особенность данной должности. А то, что она востребована, подтверждается большим числом обращений.

Срок давности составляет год с нарушения, или же с момента, когда заявитель узнал о нём – пожаловаться нужно до его истечения, иначе вопрос рассматриваться не будет.

После того как жалоба получена, омбудсмен может:

  • принять её;
  • отказать в приёме с объяснением причин;
  • разъяснить, каким образом заявитель может отстоять свои права;
  • передать жалобу той инстанции, к компетенции которой относится её рассмотрение.

О том, какое решение принято, заявителя нужно поставить в известность в течение десяти дней.

Несмотря на все разбиравшиеся в статье проблемы, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации – важный элемент в защите прав несовершеннолетних. От таких контролирующих органов, как прокуратура, он отличается тем, что сосредоточен на одном вопросе, к тому же самим детям можно обращаться к нему за помощью. Также охватываемый им круг вопросов шире, чем у органов опеки и попечительства. В результате не возникает сомнений в нужности этого института, но пока что законодательная база для его функционирования не до конца сформирована.

Добавить комментарий