Семейный юрист

Особенности наследования предприятия

Наследование предприятия – явление не очень распространенное.

На протяжении всего своего существования любой человек осуществляет тот или иной вид деятельности. Такая активность направлена не только на получение дохода. Зачастую таким образом многие само реализовываются. Занятия приносят, в том числе и моральное удовлетворение.

На практике нередки случаи, когда человек создает собственное заведение. Такой подход позволяет значительно увеличить не только объем выполняемых функций, но и увеличить получаемый доход, и как следствие качество жизни.

Когда человек уходит из жизни он, в большинстве случаев, оставляет все своим родным и близким.
Не исключение в такой ситуации и созданная организация.

Однако наследники должны учитывать специфику такого материального блага. Оно переходит по тем же принципам, как и остальное наследство. Но наследование предприятия имеет ряд отличительных особенностей. В принципе такими чертами наделено все наследственное имущество.

В вопросах перехода организации все зависит от ряда факторов:

  • как заведение было создано;
  • кому оно принадлежит;
  • кто является руководителем;
  • у кого находится контрольный пакет акций;
  • предусмотрена ли передача компании посторонним лицам.

Это очень важные моменты, в которых желающим претендентам придется разобраться. Они могут сделать это как самостоятельно, так и прибегнув к помощи квалифицированного профессионала.

В данном случае профессиональная поддержка является лучшим выходом. Разграничение и переход компании — дело непростое. В большинстве случаев претенденты могут столкнуться со сложностями внутренних правил заведения, которые могут воспрепятствовать обретению желаемого.

Основания для наследования предприятия

Как для любого нажитого, для передачи компании должны иметься определенные поводы. Как и любые имущественные достижения, компания может быть передана в дар, в силу последнего волеизъявления владельца и по правилам действующих норм.

Последние два способа тесно связаны с фактом ухода из жизни хозяина компании.

Следует отметить, что заведение не передается частями, а переходит целиком. Одной из особенностей является принцип создания. Если собственником выступает конкретный человек, то он может своим последним распоряжением передать возможность владения и управления родным и близким. В случае когда компания принадлежит нескольким основателям, человек может передать только имеющиеся у него ценные бумаги.

Зачастую внутренние положения требуют согласия на это других держателей. Нередко такое согласие получить крайне затруднительно. Однако даже в такой сложной ситуации заинтересованные претенденты могут рассчитывать на некоторую часть заведения.

Прежде всего, действующими нормами определен круг лиц, которые в обязательном порядке получают необходимую часть.
Это, как правило, люди, которые в силу своего возраста или слабого здоровья находились на полном обеспечении владельца компании.

Также в условиях окончательного решения человека может быть упомянута передача созданного заведения родным и близким людям.

Бывают ситуации, когда индивидуум не указал возможность перехода компании другим людям после его смерти, либо не принял последнего решения вовсе. Тогда потенциальные претенденты будут получать им причитающееся в силу установленных правил и норм. Чаще всего людям приходится обращаться в судебные структуры, так как они сталкиваются с противодействием других работников конторы, которые имеют личный интерес в управлении заведением.

Еще одним важным моментом является тот факт, что передаче подлежит только само заведение. Если, например, под офис арендуется помещение, такая площадь передаче не подлежит.

Кто имеет преимущественное право при наследовании предприятия?

Прежде всего, необходимо понимать, что созданная компания является неделимым объектом. Поэтому она не будет передаваться по частям.

Следующим отличительным фактором является то, что в отличие от других нажитых вещей, ценностей и материальных объектов, компания  является местом осуществления людьми своей профессиональной деятельности. То есть люди, работая там, получают определенный доход.

По действующим нормам и положениям первоочередными кандидатами на получение и управление заведением будут являться люди, имеющие практический опыт коммерческой и управленческой работы. Такой подход выгоден, прежде всего, всем, кто работает в компании. Некомпетентный руководитель своими безграмотными действиями может нанести вред всем работающим, что отрицательно скажется на уровне доходов.

В большинстве случаев создание своего заведения является семейным делом и переходит от родителей к детям. За время своей жизни родственники могут ввести друг друга в курс дела, и когда придет время передачи проблем с управлением не будет.

Однако не реки ситуации, когда получатель не имеет ни малейшего представления о том, как функционирует заведение. В основном это происходит, когда усопший владелец имел только долю в организации, а не обладает ей в целом.

В таких ситуациях он может передавать только имеющуюся у него часть. Получатель же, в свою очередь, имеет несколько возможностей получения оставляемых ценных бумаг:

  • получить свою часть и войти в состав управленцев. Такой подход используется чаще всего, когда получатель имеет опыт подобной деятельности;
  • прибегнуть к услугам нанятого посредника, который будет выражать волю инициатора. К такому способу прибегают люди, не владеющие знаниями и опытом коммерческой работы;
  • получить денежную компенсацию за свою часть. Такой сценарий развития событий будет возможен, если доля претендента ничтожно мала, а деятельность передавшего ее человека не имела отношения к управлению заведением.

Перечень документов для наследования предприятия

Чтобы иметь возможность получить желаемые блага потенциальному претенденту необходимо иметь на руках следующие документы:

  • личный документ инициатора;
  • данные об уходе из жизни владельца;
  • подтверждение родства с усопшим;
  • окончательное распоряжение, удостоверенное соответствующим профильным специалистом, на нем должна быть отметка, что последнее решение не изменялось и не было аннулировано;
  • данные с последнего места проживания, с указанием всех, кто жил совместно с покойным;
  • сведения об исключении умершего из специального государственного учетного перечня;
  • документ, удостоверяющий полномочия посредника;
  • оформленный отказ кого-то из претендентов, если таковой имел место;
  • данные о финансовой ценности компании;
  • бумаги технического характера;
  • подтверждающая информация о владении заведением или наличии части ценных бумаг;
  • данные о том, что имущественный объект внесен в специальный государственный список;
  • полное название компании;
  • выдержка из списка основателей, касающаяся покойного.

Все указанные документы очень важны для претендента. Без них получить свою долю или организацию в целом будет невозможно.

Стоит отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим. Он может дополняться или наоборот уменьшиться. Все зависит от тонкостей и нюансов конкретной жизненной ситуации и обстоятельств передачи нажитого.

Порядок оформления наследственных прав

Для того чтобы получить все желаемое как можно быстрее и избежать рисков потери передаваемых ценностей, лучше всего воспользоваться услугами профессионала.

Сама процедура будет проходить в несколько этапов.

Сначала заинтересованному человеку необходимо будет прийти к специалисту за разъяснениями. В ходе беседы его необходимо проинформировать обо всех обстоятельствах ситуации, ничего не утаивая.

Следующим шагом будет составление текста просьбы. В такой бумаге должна быть отражена информация следующего характера:

  • наименование государственной или частной конторы, в которую направляется ходатайство;
  • данные об инициаторе;
  • сведения о передаваемых вещах, ценностях и материальных объектах;
  • упоминание об уходе их владельца из жизни;
  • содержание просьбы;
  • список прилагаемых документов;
  • дата оформления и личная роспись составителя.
Помимо необходимых бумаг, к обращению нужно приложить банковский чек или почтовую квитанцию о внесении установленной оплаты.
Далее заинтересованному лицу нужно будет собрать все нужные данные и сведения. Их перечень определит специалист исходя из конкретных обстоятельств.

Завершающим этапом будет непосредственное направление просьбы со всеми приложениями. Сделать это можно лично, передав все из рук в руки. Также можно использовать посредника или прибегнуть к услугам работников почты.

Но личная передача была и остается самым надежным способом доставки. Она помогает избежать лишней волокиты и устранить все ошибки и неточности на месте или в кратчайшие сроки.

Получение документов о праве на наследство

Принявшим компанию или часть ценных бумаг нужно будет получить специальный документ. Такая бумага выдается через полгода после того, как ушел из жизни прежний владелец. Профессионал имеет возможность выдать такие сведения и до истечения установленного временного периода. Но это будет только в том случае, если специалист установит, что других претендентов на блага нет, разногласия отсутствуют, вся информация имеется в полном объеме.

В ситуации, когда происходит обсуждение разногласий в судебной инстанции, соответствующий документ будет выдан после окончания обсуждения, детального анализа и документального оформления соответствующего заключения.

Сама бумага выдается претенденту на руки. Бывают ситуации, когда по каким-то личным причинам человек не в состоянии забрать документ лично. В этом случае он может уполномочить другого сделать это.

Если он фактически находится на значительном расстоянии от официальной инстанции, необходимо обратиться к ближайшему от него специалисту, который в свою очередь свяжется со своим коллегой и окажет инициатору помощь в преодолении препятствия.

Добавить комментарий