Родители несут ответственность за своего малыша с момента его появления на свет. Однако довольно часто встречаются ситуации, когда взрослые фактически отказываются от своего ребенка. Этому могут способствовать и причины естественного характера, например, смерть родителей. В таких ситуациях ребенка можно усыновить.
Чтобы реализовать такое намерение, заинтересованное лицо должно соответствовать определенным требованиям. Для начала надо пройти специальное обучение и получить свидетельство. После этого происходит сбор необходимых документов и обращение в органы опеки. Далее выносится заключение. В случае положительного результата человек будет внесен в специальную базу данных потенциальных родителей. В случае появления возможности усыновить или удочерить малыша из приюта заинтересованное лицо будет проинформировано об этом. Затем потребуется обратиться в суд и получить положительное решение. Завершающим этапом усыновления является регистрация такого факта в органах ЗАГСа.
Обращение в орган опеки
Одним из этапов усыновления малыша является обращение в органы опеки по месту проживания претендента. Основанием для рассмотрения просьбы будет заявление, оформленное заинтересованным лицом.
В тексте нужно указать следующее:
- Название органа опеки и его адрес. Довольно часто указывают сведения о руководителе.
- Фамилия, имя, отчество инициатора, адрес проживания, место работы, контактный телефон, данные паспорта.
- Само ходатайство об усыновлении малыша.
- Наличие у кандидата жилья.
- Согласие других членов семьи старше десяти лет на совместное проживание с малышом.
- Перечень прилагаемых сведений.
- Дата обращения и подпись заинтересованного лица.
Обратиться в органы опеки можно различными способами. Самый часто используемый из них – личная явка. В этом случае человек самостоятельно должен явиться в уполномоченную инстанцию и представить все необходимые данные. В процессе общения можно получить информацию по интересующим вопросам, а также исправить допущенные ошибки.
Такой способ позволяет претенденту не оформлять заявление сразу, а сделать это на месте, обратившись за помощью к обслуживающему специалисту.
Законом допускается удаленное обращение. Такой вариант предусматривает использование информационного сайта органа опеки и наличие электронной почты у претендента. Все сведения, включая заявление, нужно будет перевести в цифровой формат.
Наиболее оптимальным и простым способом пересылки данных является обращение в многофункциональный центр. МФЦ в данном случае исполняет посреднические функции. Такой вариант позволяет человеку оформить заявление с помощью специалистов центра. Последние окажут инициатору необходимую помощь и перешлют все данные в органы опеки.
Прохождение обучения
Кандидат на усыновление ребенка из детдома в обязательном порядке должен пройти специальное обучение. Для этого существуют школы приемных родителей.
Само обучение проводится для достижения следующих целей:
- Получение информации о физиологии и психологии малыша.
- Исключение или снижение риска возможных проблем во взаимоотношениях.
- Психологическая помощь будущим родителям.
Составление программ обучения для таких школ находится в компетенции органов опеки.
Она состоит из нескольких тематических блоков:
- Психолого-педагогического.
- Медицинского.
- Социального.
- Юридического.
Каждый из указанных блоков содержит в себе информацию по определенной тематике, которая будет необходима потенциальным родителям в последующем. Обучение проходит в форме лекций, тренингов, тесто, практических занятий, упражнений, индивидуальных и групповых собеседований. Правильным будет пройти обучение обоим супругам, если семейная пара намерена усыновить малыша.
По окончании школы претенденту будет выдано свидетельство. Оно оформляется по образцу, утвержденному действующим законодательством. В некоторых школах предусмотрена выдача сертификатов.
Сбор документов
Ещё одним важным этапом усыновления малыша является сбор необходимой документации. Часть сведений, как правило, всегда есть на руках у человека. Недостающую информацию он может получить самостоятельно либо через своего законного представителя. Последний должен будет иметь на руках доверенность, подтверждающую его полномочия. Для сбора информации человек может обращаться в уполномоченные официальные инстанции лично либо по почте. Последний вариант исключает расходы на проезд, однако он менее удобен, поскольку человеку придется постоянно прилагать к своему запросу документы, которые будут подтверждать его право на получение информации. Собранные документы могут быть представлены претендентом в виде оригиналов или заверенных копий.
Перечень
Законом установлен перечень документов, которые заинтересованное лицо должно представить в органы опеки.
В него входят:
- Паспорт гражданина РФ.
- Страховой номер индивидуального лицевого счета.
- Справка с места работы о полученных доходах за последние двенадцать фактических месяцев профессиональной деятельности.
- Документ, который является подтверждением факта наличия у кандидата жилья – договор дарения, мены, найма, купли-продажи, свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН.
- Справка из ОВД об отсутствии судимостей либо фактов привлечения к уголовной ответственности.
- Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата. Он необходимо для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, которые могут создать угрозу для ребенка.
- Свидетельство о заключении брака, выданное органами ЗАГСа, при наличии такового.
- Согласие лиц старше десяти лет, которые будут проживать на одной площади с малышом.
- Свидетельство о прохождении специального обучения.
- Автобиография кандидата.
- Копия трудовой книжки.
- Справка о регистрации по месту жительства.
- Заключение о соответствии помещения санитарным правилам и нормам.
В дополнении к указанным, потребуется представить документы на самого усыновляемого.
К ним отнесены:
- Копия свидетельства о рождении, выданное ЗАГСом.
- Медицинское заключение о состоянии здоровья малыша.
- Письменное согласие самого ребенка, если он старше десяти лет.
- Документы о праве собственности на имущество, если у малыша имеется таковое.
- Справка о регистрации ребенка.
- Справка из учреждения, где воспитывается или обучается ребенок.
- Судебное решение о лишении прав или ограничении в них родителей, если такие факты имели место.
- Копия свидетельства о смерти матери и отца, если они ушел из жизни, либо судебное решение о признании таковыми или отсутствующими без вести.
- Сведения об объявлении родителей в розыск.
- Справка об их нетрудоспособности.
- Отказ родителей от ребенка.
Получение заключения
После сбора и анализа данных органы опеки направят своих представителей домой к потенциальному усыновителю, с целью обследования условий проживания последнего. При этом он должен обеспечить свободный доступ проверяющим в занимаемую квартиру или дом. По результатам процедуры принимается решение и выносится заключение. Если оно положительное, то человек вносится в специальную базу данных.
Подбор ребенка
После получения разрешения от органов опеки и включения в специальную базу данных, человек должен написать заявление о получении доступа к последней. Это делается для того, чтобы изучить анкеты малышей. После предоставления доступа к базе данных инициатор сам формирует параметры поиска и выбирает себе ребенка. Затем он подает заявление в органы опеки о необходимости личной встречи с малышом. Она должна состояться в течение фактических суток с момента получения разрешения. В этот период контакты ребенка с другими желающими исключены. После встречи претендент обязан известить органы опеки о своем решении, то есть будет он усыновлять ребенка или нет.
База данных
Для удобства поиска кандидатов на усыновление ребенка из дома ребенка на региональном и федеральном уровне созданы базы данных. В них включается информация о каждом малыше, у которого нет родителей – фамилия, имя, отчество, возраст, регион проживания, пол, наличие братьев или сестер. Все указанные в списке параметры позволят усыновителю подобрать для себя желаемый вариант.
Обращение в суд
После того как получено разрешение от органов опеки и ребенок выбран, усыновителю нужно обратиться в суд. Для этого потребуется оформить заявление.
В тексте нужно указать:
- Название и адрес суда.
- Информацию о заявителе – как зовут, где проживает, данные паспорта, телефон для связи.
- Сведения об усыновляемом малыше.
- Само ходатайство.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись.
К заявлению необходимо приложить решение органов опеки, а также документы, о размере дохода, регистрации и состоянии здоровья истца.
Получение решения
Судебные заседания по делам об усыновлении проводятся с привлечением инициатора, а также представителей органов опеки и надзорных инстанций. При необходимости приглашается и ребенок. В ходе разбирательства рассматриваются все документы, а также опрашиваются вызванные. По результатам суд принимает решение об усыновлении либо отказе в удовлетворении требования. Вынесенное заключение, в течение трех суток с момента вступления в силу, должно быть направлено в органы ЗАГСа.
Решение также должно быть выслано или передано на руки заинтересованному лицу и органам опеки. В последнем случае оно необходимо для внесения поправок в базу данных.
Государственная регистрация
Завершающим этапом усыновления является государственная регистрация такого факта в органах ЗАГСа. Для этого заинтересованное лицо должно прийти со своим паспортом в указанную инстанцию. При этом решение об усыновлении или удочерении можно с собой и не брать, поскольку оно высылается в ЗАГС судом. Далее человек пишет заявление, на основании которого ему выдадут свидетельство на малыша.
В документе будет указана новая фамилия малыша, которую определил суд.
Добавить комментарий